Что такое тренинг

Прежде, чем сделать свой выбор, разумно будет предположить, что вы захотите лучше разобраться в том, что же такое «тренинг», и в итоге понять, насколько нужны тренинги лично вам или вашей компании.

Конечно, вы можете прочитать на этот счет много интересной и полезной информации в интернете, «наткнуться» на различные ссылки с проверенной и авторитетной информацией. Однако для вашего удобства я написал основную и структурированную информацию, которая поможет вам сориентироваться в первоочередных вопросах по данной теме.

Начнём с главного. Что же такое тренинг?

Тренинг (англ. training от train - обучать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков (ЗУН) и социальных установок.

Тренинг — это не только и не столько получение новой информации, сколько формирование (развитие) новых умений, прикладных навыков, установок с целью применения полученных ЗУН на практике.

Тренинг, как форма активного обучения, представляет собой удивительный набор высокоэффективных методов, способствующих добыванию ценного жизненного опыта совместно с ведущим (бизнес-тренером) и коллегами по группе. Благодаря этому за сравнительно небольшой отрезок времени можно добиться очень высоких практических результатов.

При проведении тренинга профессиональный бизнес-тренер использует разные методы, выбирая наиболее подходящие для специфики темы и адаптируя их под задачи клиента. Для общей картины процесса проведения тренингов я перечислю лишь основные методы, которые использую сам.

Методы, используемые в тренингах

Кейс — проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса – научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать конкретную программу действий.

Деловая игра — приближенная к реальности имитация обучаемыми различных аспектов профессиональной деятельности (как правило, своей) и профессионального взаимодействия.

Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки конкретной ситуации. В отличие от деловой игры в ролевой игре основной упор делается на ролевом (межличностном), а не на функциональном взаимодействии.

Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности обучаемых. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил. Сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей, с помощью специальной процедуры, отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Фасилитация — метод (инструмент), позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Видео анализ — метод (инструмент), представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видео анализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных моделей поведения, и увидеть «зоны своего развития».

Мини-лекция (проблемная лекция) — небольшой теоретический блок, направленный на постановку существующей проблемы и создание твердой платформы (базы) для формирования практических умений и навыков.

Практическое упражнение — метод работы в мини-группах (по два, три, четыре и более человек), направленный на отработку и закрепление конкретных умений, навыков, алгоритмов, техник, технологий.

Обратная связь («разбор», шеринг) — заключительная часть деловой (ролевой) игры, упражнения, т.е. любого практического действия, в процессе которой каждому члену группы предлагают поделиться своими наблюдениями, мыслями, переживаниями, связанными с только что разыгранным действием. Все члены группы обмениваются своими чувствами и мыслями, но интерпретации, как правило, исключаются.

В ходе развития тренинга, как формы обучения, специалисты стали выделять разные виды тренингов, исходя из их форматов, целей и результатов. Ниже представлена одна из таких классификаций тренингов.

Виды тренингов

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку у обучаемых определенного навыка (навыков).

Психотерапевтический тренинг направлен на глубинные изменения в сознании человека с целью коррекции непродуктивного мышления или неэффективного поведения.

Социально-психологический тренинг (СПТ) направлен на коррекцию социальных установок человека, и формирование конкретных навыков в области межличностного общения.

Трансформационный тренинг направлен на выход из проблемной ситуации. К трансформационным относятся тренинги, которые позволяют человеку открыть, понять или осознать что-то новое в своей жизни.

Бизнес-тренинг (корпоративный тренинг) — это вид тренинга, направленный на развитие навыков, компетенций сотрудников, необходимых им для успешного выполнения стоящих бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий.

Я владею всеми видами перечисленных тренингов. Вместе с тем, моей специализацией являются, в первую очередь, бизнес-тренинги (корпоративные тренинги).

Бизнес-тренинг — это ёмкий и сложный процесс, затрагивающий все аспекты бизнеса (деятельности компании, организации), требующий системного подхода. В структуру бизнес-тренинга могут входить элементы практически всех перечисленных ранее тренингов (навыковых, социально-психологических, трансформационных), за исключением психотерапевтических.

В настоящее время бизнес-тренинги приобрели наибольшую популярность как в бизнес-среде (в организациях), так и у отдельных людей, стремящихся к постоянному личностному и профессиональному развитию.

Хочу отметить, что тренинг проводится для результата, эффекта, пользы для участников и компании. Заказывая тренинги, вы вправе рассчитывать на совершенно определённый, конкретный и осязаемый результат.

Более подробная информация о том, за что вы платите свои деньги.

С полным списком тем тренингов, которые я провожу, вы можете ознакомиться в разделе «Темы тренингов».