У кого коучинг «круче»

Добрый день, уважаемые коллеги!

В настоящее время в мире, да и у нас в России появилось достаточное количество разнообразных школ коучинга. Каждая из таких школ зачастую придерживается, и «проповедует», одну конкретную модель коучинга. Таких моделей тоже накопилось немало, и иногда даже возникают споры, а нередко и «войны» приверженцев той или иной школы (модели) коучинга. 

Моя позиция заключается в том, что каждая модель коучинга имеет право на существование и сосуществование, так как мерилом ее жизнеспособности является практический результат, который коуч получает в итоге работы с партнером (клиентом). И если этот результат есть, и его чувствует наш партнер, то ему, по большому счету, без разницы, какую модель или технику коучинга применял коуч. Отсюда все эти споры о том, чья техника (модель) круче идут от лукавого, и заниматься таким с позволения сказать «сравнительным анализом» у кого коучинг «круче» могут только не профессионалы, или люди с неадекватной самооценкой и отсутствием толерантности к другим взглядам и точкам зрения.

Несмотря на все многообразие моделей (техник) коучинга можно условно выделить как минимум четыре базовые модели или техники коучинга, которые получили значительное распространение и известность. Для простоты изложения материала, далее в своей статье я рассматриваю термины «модель» и «техника» коучинга как синонимы, хотя это и не совсем так. К таким моделям (техникам) коучинга я бы отнес следующие: техника  «3 Д» (техника трех измерений), техника GROW, АВС-техника и техника (модель) «ЦР РПЦ».

Недавно на сайте www.jobgrade.ru я увидел статью, где вкратце описываются первые три перечисленные техники коучинга. Это натолкнуло меня на мысль провести их краткий сравнительный анализ, и высказаться насчет их эффективности и уместности применения.

Техника «3 Д» нацелена на максимально быструю концентрацию на потенциальных решениях, которые партнер (клиент) может осознать и за реализацию которых он может взять на себя ответственность. Суть техники состоит в том, что вначале определяется проблема, требующая решения. Затем выявляются три аспекта проблемы связанные со сложившейся ситуацией, включенными в нее людьми и данным клиентом. Далее определяются варианты решения указанных аспектов проблемы и, наконец, клиент и коуч концентрируются на практической реализации оптимального варианта решения проблемы.

Техника «GROW» берет начало в практике спортивных тренеров. Эта техника опирается на грамотное использование вопросов и соблюдение последовательности действий. Прежде всего, вопросы направлены на конкретизацию цели (Goal), которую клиент стремится достичь в ходе коучинга, затем внимание переключается на реальность (Reality) предполагаемых действий. После этого посредством вопросов исследуются практические варианты действий (Options), которые могут быть выбраны для достижения поставленной цели. Наконец фокус внимания смещается на итоговые выводы и волю (Will) к реализации выбранного оптимального варианта действий.

АВС-техника представляет собой процедуру, при которой коуч последовательно задает вопросы партнеру (клиенту), а партнер формирует искренние ответы на поставленные вопросы. В результате он самостоятельно в процессе ответов на вопросы коуча достигает понимания того, как наиболее успешно решить возникшую перед ним проблему. Вопросы, которые задает коуч, группируются в три пакета вопросов, задаваемых партнеру пошагово. Шаг А предназначен выяснить понимание возникшей ситуации. Шаг В должен уточнить, что могло быть лучше в данной ситуации, и, наконец, Шаг С должен установить понимание, как сделать лучше, и что будет партнер делать в реальности, чтобы это «лучше» наступило. АВС-техника может быть эффективно использована и в режиме самокоучинга.

Модель «ЦР РПЦ» - это базовая модель системно-интегративного коучинга. На основе этой модели строится СГЗ - первичная сессия по «горячему» запросу партнера (клиента). В этой модели можно выделить шесть основных шагов. Шаг 1. Определение Цели сессии. Шаг 2. Выяснение у партнера желаемого Результата. Шаг 3. Определение имеющихся и недостающих Ресурсов для достижения желаемого результата. Шаг 4. Осознание партнером, какими Процессами он уже владеет хорошо, а каких умений и навыков ему недостает. Шаг 5. Прояснение Ценностей партнера (клиента). Шаг 6. Планирование партнером конкретных действий по достижению результата. 

Если сравнить эти техники, то очевидно, что их многое объединяет, и нет смысла спорить какая из них «круче». Все зависит от ситуации, особенностей личности партнера и самого коуча, уровня профессиональной подготовки последнего, наличия времени и многих других обстоятельств. На мой взгляд, модели «ЦР РПЦ» и «GROW» являются более «глубинными» и более структурированными техниками по сравнению с «АВС – техникой» и техникой «3 Д». Это мои любимые модели, при этом приоритет я отдаю техникам системно-интегративного коучинга вообще, и модели «ЦР РПЦ» в частности. 

Данные техники лучше применять, если работа с клиентом требует особой глубины ее проработки или партнер сам еще отчетливо не представляет, чего он хочет на самом деле. Если же для вашего клиента действительно важно и ценно изменение проблемной ситуации, и он сразу четко формулирует желаемый результат, то вполне уместным может быть применение техник «АВС» и «ЗД». Кроме того, данные техники лучше могут подойти начинающим коучам, ввиду относительной простоты шагов и возможности более свободного варьирования вопросами, что облегчает их формулирование.

В целом же, еще раз хочу отметить, что все модели коучинга, которые доказали свою эффективность и результативность в практической работе с клиентами, имеют право как на отдельное свободное существование в мире коучинга, так и на их комплексное применение одним и тем же коучем, но в разных ситуациях, и с разными партнерами. Поэтому, как говорил кот Леопольд: «Ребята (коучи), давайте жить дружно!».

Если после ознакомления с данными техниками, вы хотите ощутить на себе эффект от их применения, свяжитесь со мной, и мы вместе найдем наилучший способ решения вашей задачи.