Топ-менеджеры и коучинг: вектор сближения

Добрый день, уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами интересной информацией о том, как коучинг влияет на развитие и эффективную деятельность топ-менеджеров в нашей стране. И что дает коучингу специфика его использования в России. Я нашел и прочитал статью Марины Селиной по данной теме на сайте opec.ru и хочу продемонстрировать вам ее, дополнив своей развернутой позицией по данному вопросу.

По данным исследований, в мире более половины компаний привлекают внешних коучей. Одна из главных целей бизнес-коучинга – способствовать развитию потенциала компании и лидерских качеств ее руководителей, но в России компании чаще нанимают коучей, чтобы решить текущие проблемы. Об этом рассказали Светлана Чумакова и Алексей Улановский на конференции «Психоанализ и бизнес», организованной НИУ ВШЭ.

Вездесущие конфликты

Услуги коучинга становятся все более востребованными в российской деловой среде. Между тем, бизнес-коучинг – это относительно молодое явление в России, которое, как и многие другие области деятельности зародилось в стране в 1990-е годы.

Под бизнес-коучингом понимают профессиональную помощь в развитии и повышении эффективности компании. Но существует много направлений современного делового коучинга, авторских методик, которые в самой профессиональной среде нередко вызывают путаницу, а у клиентов-компаний – сложности в выборе коучей. При этом клиенты не всегда четко представляют, каких конкретных изменений они хотят от себя и своих сотрудников и, какую роль они отводят коучу.

«Это рыцарь на белом коне, который все изменит, крутой тренер, который приведет компанию к олимпийской награде или это все-таки вдумчивый эксперт, способный помочь найти правильный путь?», – задала риторический вопрос в ходе презентации своего доклада «Коучинг в организациях и в бизнесе. Запросы и формы применения» основатель Международной Федерации Коучинга – Россия (ICF-Russia) и генеральный директор Международной академии коучинга Светлана Чумакова.

Одна из наиболее распространенных причин использования услуг коучей компаниями – необходимость разрешения конфликтных ситуаций. По данным международных исследований, рассказала Чумакова, помощь в решении конфликтов – запрос номер один для бизнес-коучинга. Это актуально для компаний по всему миру. При этом ученые и эксперты все больше внимание обращают на поколенческие конфликты. Дело в том, что представители поколения X и поколения Y, начинающего приходить сейчас на управленческие должности, нередко отличаются в своих подходах к работе и ведению бизнеса.
В российском контексте проблема конфликтов еще осложнена и советским наследием в стиле управления. «Советский стиль управления, все еще живой на клеточном уровне, – самый большой источник конфликтов в российской бизнес-среде», – считает Чумакова. По ее словам, этот стиль могут неожиданно проявлять даже самые сильные и современные лидеры.

Текучка важнее развития

Если говорить более конкретно о запросах компаний на коучинг, то в международном контексте наиболее востребован executive коучинг (коучинг первых лиц компании). Об этом рассказал доцент кафедры психоанализа и бизнес-консультирования факультета психологии НИУ ВШЭ и руководитель практики коучинга компании BESTT&DGroup Алексей Улановский. Он представил результаты недавнего международного исследования, которое было проведено в 19 странах мира, включающее 235 опросов внутренних и внешних коучей компаний с численностью от 100 до 20 тысяч человек.

Согласно исследованию, 57% компаний прибегают к услугам бизнес-коучей. Более половины компаний используют внутренний коучинг в течение 3-20 лет. Россия не входила в данное исследование, но спикер отметил, что результаты, вероятно, отличались бы в меньшую сторону от западных и по распространенности обращения к коучингу, и по времени пользования данной услугой.

По степени приоритетности запросы, по оценкам опрошенных экспертов-коучей, распределены следующим образом: лидерский коучинг для поведенческих изменений, коучинг карьерного перехода/карьерного успеха, выполнение деятельности и развитие, коммуникативные и межличностные навыки, коучинг сотрудников среднего уровня. Говоря о лидерском коучинге, Улановский рассказал, что существует прямая взаимосвязь между длительностью коучинговых интервенций и уровнем лидера. Чем выше уровень лидера, тем дольше продолжается коучинг. Для руководителей низшего звена длительность работы с коучем может составлять до шести месяцев, для топ-менеджеров – до четырнадцати.

Одна из главных задач коучинга – выявление, постановка целей и поиск ресурсов для их достижения. Между тем, истинные запросы компаний часто отличаются от официальных и тех, с которыми в идеале должны работать коучи, заметил Алексей Улановский. «Когда компания заказывает коуча, запрос нередко формируется именно на языке проблемы, “затыка”. Допустим, сотрудник не справляется с какими-то вещами и ему нужна помощь, например, в тайм-менеджменте», – пояснил докладчик. И это, по его словам, особенно проявляется в условиях российского бизнеса, который пока еще только привыкает к культуре пользования услугами коучинга.

Эту глобальную тенденцию подтверждают и результаты исследования. Так, например, в числе наиболее востребованных фактических запросов от компаний, по данным исследования, присутствует тимбилдинг, который не является чистой прерогативой коучинга.

Психоаналитический подход в коучинге

В решении глобальных вопросов развития человеческих ресурсов компании может помочь психоаналитический подход в коучинге. Это одна из наиболее старых зарекомендовавших себя практик, которая позволяет рассмотреть ситуацию глубже уровня декларируемых целей.

Психоанализ и бизнес-коучинг, по словам Улановского, долгое время рассматривали, как оппозиционные вещи. Тем не менее, психоаналитический подход к работе с организациями, развитию лидерства и коучингу – устоявшийся и зарекомендовавший себя подход. Но есть большая разница между классической психоаналитической работой (психоанализом на кушетке) и психоаналитическим подходом в бизнесе. Так в классическом психоанализе продолжительность походов к психоаналитику не определяется исходным запросом и возможна «до победного». В психоаналитическом бизнес-коучинге продолжительность, как рассказал Улановский, связана с конкретным результатом и запросом клиента. Сессии при этом могут проходить где угодно, ограничения в виде кабинета консультанта-коуча не существует. Время сессии варьируется – в среднем от получаса до двух часов. «Допускаются комбинирование различных техник и методов диагностики и самой работы, не обязательно чисто психоаналитических. Избегаются “глубокие раскопки” и чрезмерный уход в травматический опыт, завершения работы “на полуслове” и “обрывы” темы. Вместо этого, отдается предпочтение традиционным для бизнес-коучинга процедурам резюмирования и общему стремлению к завершенности на каждой сессии. Клиент не должен уходить от коуча в разобранном состоянии», – пояснил Улановский.

Психоаналитический подход к бизнес-коучингу может проигрывать по своим обещаниям и краткосрочности другим видам коучинга. В то же время, как рассказал Улановский, исследования эффективности коучинга показывают, что в краткосрочном формате можно решать отдельные поведенческие запросы клиента.

Позволю высказать свою позицию относительно представленных выше рассуждений

На мой взгляд, современная тенденция такова, что бизнес-сообщество, в том числе топ-менеджеры, все больше обращается к профессиональным коучам в целях повышения своей эффективности. Можно сказать, что наметился устойчивый вектор сближения бизнеса и коучинга, управленцев (особенно высшего и среднего звеньев управления) и коучей. Многие топ-менеджеры, как люди дела, начинают понимать и уже осознают тот факт, что в одиночку невозможно решить многие задачи и проблемы личностного и профессионального развития, особенно если нужен «прорыв».

В этих условиях они приходят к выводу, что «каждый должен заниматься своим делом». Иными словами они понимают, что работа с «внутренним планом» человека – это во многом сложный и многогранный процесс, требующий специальных знаний и технологий. И осуществить его может только профессионал. В данном случае – коуч, конечно совместно с партнером (клиентом).

В современных условиях коучинг активно развивается не только как внешняя услуга для топ-менеджеров, но и все больше проникает внутрь самих организаций. Могу это подтвердить на примере крупной российской компании, в которой я работаю. Еще два года назад основной формой обучения и развития руководителей были тренинги. В настоящее время я пересмотрел систему обучения и развития руководящего состава, и теперь приоритет в развитии руководителей высшего и среднего звеньев управления отдан индивидуальному и групповому коучингу. Самое главное, что это не было введено директивным путем сверху, а стало реализацией потребности самих руководителей в новой форме развивающих технологий.

Сейчас все больше руководителей самостоятельно обращаются ко мне с запросами на проведение коуч-сессии. При этом запросы бывают абсолютно разные: «Не могу понять, почему «не идут» продажи?»; «Как создать работоспособную команду?»; «Не вижу, зачем мне нужно работать в таком напряженном режиме, и не знаю, что делать?»; «Хочу занять вышестоящую должность, но не получается»; «Не знаю, как грамотно спланировать работу на год, чтобы планы затем выполнялись?»; «Одолели конкуренты: что делать?»; «Как найти общий язык с сотрудниками?»; «Не знаю как успевать выполнять все задачи?»; «Чувствую, что нужны изменения в организации (подразделении), но не могу понять какие именно?» и т.д.

Интересно отметить тот факт, что практически не существует значимых различий в типовых запросах от руководителей, обращающихся ко мне с внешнего рынка, и запросов от руководителей внутри организации, когда я выступаю в роли внутреннего коуча (за исключением коучинга первых лиц). При этом первый запрос формулируется зачастую как проблема, требующая решения и мешающая партнеру, а не как задача. Интересно, что даже в том случае, когда партнер (клиент) четко формулирует свой первоначальный запрос, он (запрос) редко соответствует истинной потребности руководителя. Как правило, это декларируемый запрос, который коучу необходимо прояснить (откалибровать) в ходе самой коуч-сессии.

Что же касается применения в коучинге психотерапевтических техник, то моя позиция заключается в следующем. Надо отчетливо понимать, что психотерапия и коучинг – это разные формы коммуникации и взаимодействия с клиентом (партнером). Взгляд психотерапии в первую очередь обращен в прошлое клиента и направлен в самые глубокие пласты его психики и внутреннего мира. В тоже время коучинг преимущественно направлен в будущее партнера, и не предусматривает «глубоких раскопок». Если это понимание у коуча имеется, то, на мой взгляд, применение в коуч-сессии отдельных вопросов из психотерапевтических техник, может иметь место, и даже быть эффективным. Главное коуч должен понимать в какой ситуации, и с какой целью он это делает, и к какому результату для клиента это приведет.

Если вы или ваша компания в настоящий момент решили обратиться к услугам коуча для осуществления «прорыва» ваших менеджеров в результатах их деятельности, то вы можете связаться со мной и мы обсудим детали нашей первой встречи.