Легка ли профессия коуча?!

Сегодня я хочу поделиться с вами информацией о том, как получить ощутимые выгоды от внедрения культуры коучинга в вашу организацию и, непосредственно, в вашу профессиональную деятельность как руководителя, и обсудить вопрос насколько легкой является профессия коуча. Желание написать свою статью у меня возникло после знакомства с интересной статьей А. Марусова, которую я прочитал на сайте vertexglobal.ru. Хочу поделиться с вами выдержками из данной статьи и своим мнением по этому вопросу. 

Как считает автор, главная внутренняя цель любой компании — увеличение прибыли через эффективное использование всех ее ресурсов. Можно конечно данный тезис взять за основу изложения материала статьи. Именно так я и поступлю, чтобы сохранить логику размышлений А. Марусова. 

Вне всякого сомнения, данный тезис имеет право на существование, и вполне логичен. Вместе с тем, на мой взгляд, если говорить о главной внутренней цели компании, то точнее было бы сформулировать ее как удовлетворение потребностей собственников (акционеров), что не всегда в конечном итоге, и тем более на конкретном этапе развития компании, увязано с увеличением прибыли. Сколько людей столько и потребностей! А как считаете Вы? 

В этой связи идеальным будет такое положение дел в организации, когда одновременно будут удовлетворяться не только потребности ее собственников (акционеров), топ-менеджеров, но и простых сотрудников. Такая организация сможет решить все стоящие перед ней задачи и достичь самые сложные цели, в том числе и увеличение прибыли. Но это, конечно же, в идеале. 

На практике зачастую все обстоит иначе, поэтому вернемся к тезису А. Марусова об увеличении прибыли, как главной внутренней цели компании. Для ее достижения, как считает автор, требуется не только передовое техническое оснащение и эффективная организационная структура. Важно задействовать основный ресурс компании - человеческий потенциал. Вот здесь нам и пригодится коучинг как эффективный инструмент управления персоналом и его развития. Как отмечает А Марусов, коучинг создан для раскрытия и задействования именно этого ресурса - потенциала руководства и ключевых менеджеров. 

Фокус коучинга - процесс движения к цели руководителя (собственника) и его компании, или разрешения конкретной проблемы. Задействовать все возможности и ресурсы, ускорить этот процесс, сделать его максимально эффективным, мягким и наиболее подходящим для вовлеченных людей, добиться максимальной отдачи - основная задача коуча. Коуч в своей работе охватывает весь "треугольник": "цель", "стратегия" и "человек". Особенно важно, чтобы человек при содействии коуча сам создавал перспективу и действовал самостоятельно. 

Коуч - профессиональный катализатор этого процесса. Если коуч нанимается для руководителя (Executive Coaching) - работа проводится один на один, по часовой - полуторачасовой сессии в неделю. Цель сессий формируется самим руководителем - от повышения личной эффективности в решении задач до оттачивания лидерских и управленческих качеств руководителя. От проработки видения целей компании на 5 лет вперед до детальной предварительной проработки перспективного нового направления. Это - ювелирная, конфиденциальная и очень сложная работа. 

Совместная работа проводится сначала над запросом человека - целью или проблемой. Задача - подвести человека к максимальному осознанию цели, результатов и последствий ее воплощения. Работе над целью может быть посвящено несколько сессий. Наиболее часто встречающиеся цели клиентов - заработать миллион долларов в персональном коучинге или увеличить прибыль компании в корпоративном коучинге - всегда требуют глубокой проработки. Для достижения поставленной цели очень важно понять, что вызвало эту цель, и что за ней стоит. Чего руководитель хочет добиться в результате достижения цели. Что она ему даст в итоге. Что будет следующей целью. Эти и многие другие вопросы помогают создать видение будущего результата. 

Последующим этапом является проработка стратегий - здесь важен «запуск» креативности в голове у клиента - увидеть много способов ее достижения. И выбрать способ, наиболее эффективный и лучший именно для этого человека. Важно использовать все ресурсы, создать поддерживающие структуры для достижения цели. 

Итогом проработки цели и стратегий может стать следующий план работы коуча и клиента: 

План действий (вопросов) коуча 

Цель клиента _________________________________ 
1. Для чего вам эта цель? Запишите максимум пунктов. 
2. Какую личную/ профессиональную пользу принесет вам достижение этой цели? 
3. Какие ресурсы для достижения цели у вас имеются (макс.)? Как их задействовать наиболее полно? 
4. Какие навыки, умения, понимания, знания, компетенции, и т.д. потребуются вам? 
5. Что вам нужно изменить в себе для достижения этой цели? 
6. Какие действия вам следует предпринять в первую очередь? 
7. Какие шаги необходимы для достижения цели? 
8. Какую поддерживающую структуру нужно создать для достижения цели? 

На мой взгляд, перечень базовых вопросов практически исчерпывающий. Многие из этих вопросов активно применяются в модели системно-интегративного коучинга, и уже давно показали свою эффективность. Вместе с тем, на основе многолетней личной практики, я бы рекомендовал дополнительно задать клиенту (партнеру) следующие вопросы: 

- Что Вы уже делали для того, чтобы получить желаемый результат (достичь цели)? (чтобы выявить неэффективные стратегии поведения); 

- У вас есть три пути: первый - оставить все как есть; второй – все поменять, т.е. начать предпринимать самые активные шаги по достижению цели; третий – серединный путь, т.е. путь постепенного продвижения к цели. Какой вариант решения Вы выбираете? (вопрос следует задавать клиенту, если он с трудом находит для себя ресурсы, необходимые умения, и особенно затрудняется сформулировать ценность для себя в достижении этой цели. Возможно, он просто не готов к изменениям или неверно сформулировал цель). 

На основе предложенной структуры вопросов планируются и осуществляются конкретные действия клиента. Этот этап сложнее двух предыдущих. Ведь тут уже никуда не уйти, а коуч, нанятый клиентом для содействия достижению его цели, требует выполнения согласованных шагов и действий в срок. Так коуч становится своего рода "поддерживающей структурой" цели, не позволяя клиенту лениться или придумать отговорку. 

На мой взгляд, все в принципе правильно: этапы деятельности коуча; грамотно сформулированные вопросы, но в реальной работе предложенных инструментов может, к сожалению, и не хватить для решения запроса клиента. Объясню почему. 

В системно-интегративном коучинге представленные ранее вопросы относятся к первой части работы с клиентом. Она называется сессия по горячему запросу (СГЗ). Если образно сравнить запрос клиента с айсбергом, то это его верхушка (надводная часть). Иногда изучить и проработать эту «верхушку» вполне достаточно, чтобы решить задачу клиента. На это и направлена СГЗ. Ее неоспоримым преимуществом является возможность решения задачи в ограниченное время. 

Вместе с тем, чтобы уберечь начинающих коучей, да и клиентов, от легковесного подхода к технологии коучинга, сведения ее к 8-10 шаблонным вопросам и ответам на них, хочу отметить, что в большинстве случаев этих вопросов, и самой сессии по горячему запросу (как инструмента коучинга), будет недостаточно для выполнения запроса клиента. 

«Что же тогда делать?» - спросите вы. Конечно же, выход имеется. Он состоит в том, что коуч должен совместно с клиентом «погрузиться» в подводную (невидимую, скрытую) часть нашего айсберга, под которым мы понимаем запрос клиента. «Что «погрузиться» - это понятно!» - скажут многие. «Главное как это сделать?!» 

Для этого в системно-интегративном коучинге существуют специальные «инструменты». Они называются – долгосрочные задачи развития (ДЗР). Это высокоэффективные методики, предназначенные для более детальной и «глубинной» работы с уже окончательно проясненным запросом клиента. Каждая из этих методик ориентирована на решение конкретного круга задач (проблем). 

Таких основных задач можно выделить 7. Это: 

1. Уникальность и предназначение (работа с целями клиента). 
2. Баланс личного, социального и творческого (как сделать так, чтобы клиент одновременно был эффективен во всех основных сферах своей жизнедеятельности). 
3. Осознанность (работа с ценностями клиента). 
4. Перевод значимой психологической ситуации в ресурс (для осознания клиентом, в чем сложившаяся ситуация делает его сильнее). 
5. Непрерывное совместное совершенствование (как грамотно построить стратегии своего взаимодействия с другим человеком или группой лиц). 
6. Формирование технологии эффективных достижений (разработка общих или персональных алгоритмов конкретных действий клиента под его запрос, задачу). 
7. Позитивность (формирование у клиента позитивного отношения к жизни и трудностям, которые иногда в ней встречаются). 

Перечисленные долгосрочные задачи развития клиента применяются коучем после СГЗ, если конечно позволяет время сессии и у клиента есть на это желание. В ходе одной сессии применяется одна конкретная ДЗР. Несложный подсчет показывает, что для того, чтобы коучинг был максимально эффективным необходимо провести с одним клиентом как минимум 7 сессий. Моя личная практика указывает на то, что самый высокий эффект от коучинга достигается через 8-10 сессий с клиентом. В этом случае, можно с уверенностью говорить, что работа было проделана комплексная, системная, интегративная, всесторонняя, и «айсберг» клиента весь всплыл на поверхность, а все «неясности», скрытые факторы проработаны. Теперь клиент готов к самостоятельному дальнейшему развитию, т.к. он определил для себя эффективные стратегии поведения (шаги, действия) по всем основным аспектам своей жизни и деятельности. 

Легко ли этого достичь?! Наверное, Вы и сами понимаете, что нелегко. 

Я специально заострил ваше внимание на этом вопросе, так как в последнее время все больше распространяется мнение, что коучинг – это такой простейший инструмент, которым может пользоваться каждый, стоит лишь выучить 8 вопросов (а может и зачитать их по бумажке). Некоторые это так и воспринимают, считая вдобавок, что и образования здесь особого не надо. Задавать вопросы – это не профессия. Да, задавать вопросы (точнее озвучивать их), конечно, может каждый. Важно понимать, какой вопрос, в какой ситуации (при какой задаче), в какой последовательности (в какой системе), и когда следует задать. А главное – что делать после ответа клиента на твой вопрос, особенно если ты уже себе спрогнозировал этот ответ (и такое бывает у начинающих коучей!), а он не совпал с твоими ожиданиями или клиент просто не знает что ответить и молчит. А насколько важным и иногда непростым может быть процесс установления контакта и доверительных отношений с клиентом, что вообще является основой работы коуча и залогом выполнения заказа. 

Поэтому, я убежден, что профессия коуча – это профессия «высшего пилотажа» в человеческих отношениях, которая никаким образом не может уместиться в 8 простых фраз (вопросов). К тому же это профессия высокой ответственности за человека (группу, организацию), с которой ты работаешь, и результаты этой работы не появляются по взмаху волшебной палочки. Это высокопрофессиональный и тонкий процесс взаимодействия, ответственность за который несет как коуч, так и его клиент. Хотелось бы, чтобы это понимали все, и коучи и клиенты, когда они в разных ролях вступают в этот процесс и применяют данную технологию. 

Если этой технологией пользуются мастера в своей профессии, то это и впрямь высокоэффективный инструмент развития, как отдельного человека, так и персонала организации. Поэтому правильно поступают те руководители, которые в своей компании активно использую коуч-технологии. Ведь в результате внедрения корпоративного коучинга все оказываются в выигрыше: ключевые сотрудники получают осознание перспектив, ясность направления движения, большую самостоятельность, поддержку собственной инициативы. 

Руководитель же получает лояльных, заинтересованных, эффективных соратников. Время, затрачиваемое им на продумывание их задач, сокращается. И он может гораздо больше концентрироваться на выполнении функций своего масштаба. Сбалансировать свое время на бизнес, отдых, семью, и в итоге получить желаемый для себя результат. К тому же по данным Международной Федерации Коучинга, окупаемость затрат на коучинг (ROI) равна 5.3 к 1. 

В компании, в которой я работаю руководителем подразделения обучения и развития персонала, я также широко применяю коуч-технологии, как в индивидуальном, так и в групповом форматах сессий. Фотографию такой работы вы как раз видите ниже. 

Проведение коуч-сессии

Если вы решили, что коучинг необходим вам или сотрудникам вашей организации для повышения эффективности деятельности, свяжитесь со мной, и мы обсудим детали нашей первой встречи и взаимодействия.